РЕЖИМ ДЛЯ
СЛАБОВИДЯЩИХ
г. Обнинск,
ул. Ленина, д. 170
Телефон8 (484) 393-99-77

Для родителей

 Как помочь ребёнку выбрать интересное и полезное хобби


У вашего ребёнка есть хобби? Если нет, то эта статья будет полезной, как помочь ему найти увлечение по душе.

Даже если детские хобби не перерастут во что-то серьёзное, они помогут развить талант, научат ответственности, усидчивости — эти качества очень пригодятся им во взрослой жизни. Но важно, чтобы родители помогали ребёнку развиваться — творчески или физически.

Хочется сразу успокоить родителей — не обязательно увольняться с работы и перестраивать график под хобби любимых детей. Достаточно просто дать волю творческому потенциалу ребёнка и использовать для этого максимум возможностей.

 

Прислушивайтесь к желаниям ребёнка

Даже в очень нежном возрасте у многих детей бывает чёткое понимание, чем они хотят заниматься, а что для них скучно и неинтересно. Правда, эти предпочтения могут часто меняться, но ведь вы не профессию на всю жизнь выбираете, а хобби. Дайте ребёнку возможность попробовать то, что хочется, а не то, что проще всего организовать.

И, главное, не путайте свои желания и амбиции с желаниями своего малыша. Если вы в детстве мечтали научиться играть на фортепиано, не факт, что ваш ребёнок хочет того же. Возможно, ему больше по душе рисование или спорт. Ненавистное хобби станет для ребёнка мучением, а если он будет заниматься любимым делом, вам точно не придётся его уговаривать выполнить домашнее задание или сходить на очередной урок.

Предоставьте выбор

Если ребёнку вроде, как и нравится играть в шахматы, но у него не горят глаза и он не занимается этим всё свободное время, не заставляйте, пробуйте ещё варианты. Благо сейчас есть кружки и секции на любой вкус, с бесплатными пробными занятиями.

 Рассмотрите традиционные и необычные новаторские хобби

Современные дети занимаются ментальной математикой, создают роботов, учатся блогерству. Наверняка, что вы в своём детстве о таком даже и не мечтали! Найдите возможности помочь с хобби, даже если на это нет денег.

Развиваться и учиться новому можно даже при скромном бюджете или его отсутствии. Потратьте немного времени на изучение обстановки и соберите информацию обо всех активностях в пешей или транспортной доступности: часто заниматься в муниципальных школах искусств можно бесплатно или за символическую плату. Также стоит уточнить, какие предусмотрены льготы, подходящий вариант обязательно найдётся.

 

Интересуйтесь успехами ребёнка каждый день

Внимание родителей к хобби — лучшая мотивация для малышей. Ходите на его выставки, концерты, принимайте совместное участие в мастер-классах.

 Не обесценивайте эмоции ребёнка по поводу хобби

 

Если вы видите, что он очень болезненно воспринимает неудачи: «У Серёжи получается лучше, чем у меня!» — поддержите его, проявите внимание и сочувствие. Категорически нельзя показывать несерьёзное отношение к хобби ребёнка в его присутствии, особенно со смехом обсуждать это в компании других взрослых.

Поощряйте стремление ребёнка быть лучшим в своём увлечении

Если он хочет участвовать в конкурсах, соревнованиях или выставках, найдите возможность, это организовать. Не стоит рассчитывать, что увлечение ребёнка каким-либо хобби вас разгрузит. Напротив, это часто требует финансовых и временных ресурсов. Зато это хорошая инвестиция в будущее ребёнка.

Подыскать интересные конкурсы можно на различных площадках в интернете: и не нужно никуда ехать, достаточно отправить свою работу или видео с выступлением — и ты уже участник. Например, победители конкурсов проекта «Поколение М» получают уникальные возможности для развития творчества — от поездки на студию «Смешариков» и персонального урока вокала у Полины Гагариной до создания собственной фэшн-коллекции и шанса выставить свою работу в Третьяковской галерее.

 

Получить экстренную психологическую помощь родители, дети и подростки могут, позвонив на Детский телефон доверия -8-800-2000-122. Помощь оказывается опытными специалистами анонимно и круглосуточно.

 Как противостоять манипуляциям подростка

 Подростковый период  считается наиболее сложным в процессе взросления. В организме ребенка происходит бурный всплеск гормонов, который проявляется во внешнем виде, и в психоэмоциональной сфере. Грубость, раздражительность, проявление гнева становятся частыми явлениями, вызывающими у родителей недоумение и обиду.

Пожалуй, наибольшую неприятность доставляют взрослым манипуляции, когда подросток, эмоционально воздействуя на наиболее чувствительные «болевые точки» родителей, пытается добиться от них желаемого.

Именно с этой проблемой в Службу Детского телефона доверия обратилась одна мама. Она нервно поведала о том, как сын-подросток стал выпрашивать купить ему дорогую вещь. На доводы родителей, что у них пока нет определенной суммы, и что приобрести желаемое они пока не могут, сын не реагировал. Тогда родители предложили ему самому попробовать устроиться на подработку и немного сделать вклад для приобретения задуманного. На что сын не согласился, т.к. трудиться пришлось бы несколько лет, а понравившуюся вещь хотелось приобрести поскорее. Со слов мамы такое поведение сына повторяется систематически, и вследствие этого часто возникают ссоры и скандалы в их семье. Она же при этом испытывает глубокое чувство вины и досады.

Причины подростковых манипуляций

Основная причина манипулирования родителями – стремление подростка к самостоятельности и независимости. И это нормально для растущего ребенка, тем более что мы сами с раннего детства приучали его к этому. Однако под влиянием гормонов в психике подростка происходят изменения, влияющие на его поведение. Обостряются чувства и эмоции, стирается грань между самостоятельностью и вседозволенностью. На этом фоне ранее установленные семейные договоренности (например, не гулять допоздна, не прогуливать уроки и т. д.) воспринимаются ребенком как унизительная опека со стороны родителей и ограничение его личной свободы. Подросток уверен: он уже взрослый, а значит, имеет право вести себя, как угодно. Неслучайно именно в подростковом возрасте дети, стремясь во что бы то ни стало показать свою взрослость, узнают, что такое сигареты, алкоголь и наркотики.

Способы воздействия на родителей

Способов эмоционального воздействия подростка на взрослых несколько, и зачастую родители идут на поводу у своих детей. Однако несложно распознать эти манипуляции и прекратить их в самом начале, не доводя ситуацию до конфликта.

Поскольку цель манипуляций – вызвать определенные чувства, то именно на них и следует акцентировать внимание. Чаще всего, пытаясь отстоять свою независимость, подростки стремятся вызвать у родителей страх, стыд, гнев, вину или беспомощность, направляя на них поток негативных эмоций. Как это происходит?

Страх

Естественный страх за жизнь и безопасность своего ребенка – наиболее сильное чувство, которое в большинстве случаев подросток использует для достижения своих целей. Действительно, такие заявления ребенка, как: «я уйду из дома», «я спрыгну с крыши», «брошусь под машину», «украду и попаду в тюрьму», действуют  на любого адекватного родителя. И в большинстве случаев это срабатывает.

Вина

Нередко подростки добиваются своего, заставляя родителей испытывать чувство вины. Поводов для этого может быть множество: недостаточная материальная обеспеченность, загруженность работой, из-за которой ребенку уделяется мало времени, развод родителей, непрестижная школа и многое другое. Но все эти обвинения содержат один и тот же посыл: виноват – исправляйся. И родители, испытывая вину перед ребенком, стараются «исправиться»: берут в кредит дорогие гаджеты; разрешают подростку посещать ночные клубы и ночевать у друзей и т. д. Словом, идут на любые уступки, чтобы не испытывать чувства вины.

Стыд

Стремление вызвать у родителей стыд – не что иное как довольно распространенная манипуляция, выражающаяся в следующих претензиях: «у нас в классе всем можно – только мне нельзя», «вон, у соседей дети гуляют, сколько хотят, а я, как маленький, должен в девять вечера быть дома», «нормальные родители понимают своих детей». Вариантов здесь много, но все они направлены на то, чтобы убедить взрослых, что они плохие родители, и заставить их пойти на уступки.

Итогом всех этих искусственно вызванных чувств становится беспомощность родителей перед подростком. Именно этого и добивается манипулятор- вызвать у родителей состояние бессилия и осознание того, что они уже не могут влиять на своего ребенка.

Как противостоять подростковым манипуляциям

  • В первую очередь нужно понимать механизм возникновения манипуляций и отличать их от обычного эмоционального всплеска. Одно дело, когда ребенок в сердцах говорит родителям обидные слова, но через некоторое время, остыв, извиняется за свою грубость. Совсем другое – когда подросток сознательно грубит, преследуя определенную цель.
  • Необходимо контролировать свои эмоции и не идти на поводу у манипулятора. Спокойно объяснив ребенку, что идеальных людей не бывает, но это не повод для хамства и безответственного поведения. Подросток, видя ваше спокойствие и невозмутимость в ответ на его грубость и обвинения, поймет, что манипулировать вами бесполезно.
  • Если вы не хотите, чтобы ребенок вами манипулировал, не используйте аналогичные методы в семейном общении. Помните, что дети копируют стиль и манеры поведения своих родителей.
  • Учите ребенка ответственности за свои слова и свое поведение на личном примере. Если вы сами не нарушаете взятые на себя обязательства и договоренности, то вправе требовать того же и от подростка. Принимая семейные правила, договоритесь, что игнорировать их нельзя, но можно обсудить и при необходимости скорректировать. Раздвигая границы личной свободы подростка, не забывайте напоминать ему об ответственности. Поведение взрослых людей не должно создавать проблем близким людям.

Для решения многих семейных проблем, для сохранения теплых и доверительных отношений с детьми, родители могут обратиться за помощью и поддержкой на Детский телефон доверия -8-800-2000-122, анонимно, бесплатно и круглосуточно.

 

 

 Важные моральные ценности для детей

Родители играют главную роль в формировании личности своего ребенка и оказывают наибольшее влияние на то, кем окажется ребенок по мере своего взросления.

Некоторые утверждают, что моральные принципы дети усваивают самостоятельно в процессе взросления, однако, лучше, если родители сами начнут прививать их еще в младшем возрасте, пока ребенок постоянно находится рядом с ними.

1. Практикуйте то, что проповедуете

Дети учатся у окружающих, поэтому, чтобы научить детей определенным ценностям, родителям необходимо сначала привнести их в свою жизнь.  Можно в устной форме объяснить многочисленные правила поведения, но ваш ребенок будет выбирать только те, которые вы сами демонстрируете.

2. Расскажите о личном опыте

Личный опыт подобен истории, а все дети любят слушать интересные истории. Делитесь случаями из своей собственной жизни, где соблюдение моральных ценностей имело положительный опыт в вашей жизни, и ваш ребенок будет лучше вас понимать.

3. Эффективное общение

Часто беседуйте с вашим ребенком о том, как важны моральные ценности в повседневной жизни. Например, вы можете обсудить статью в журнале или понравившийся фильм, а потом спросить вашего ребенка, что бы он сделал в такой же ситуации.

4. Мониторинг использования телевидения и Интернета.

Вы определенно можете следить за тем, что смотрит ваш ребенок. Убедитесь, что шоу пропагандирует моральные ценности, нравственность и соответствует его возрасту.

 

Так давайте определим, какие важные ценности необходимо прививать родителям своим детям.

1. Уважение

Многие родители заблуждаются, обучая своих детей только уважению к старшим, но это неправильно. Каждый человек заслуживает уважения, независимо от возраста или социального положения. Уважение - это моральная ценность, о которой ваш ребенок должен узнать в раннем возрасте. Малыши, которые учатся уважать своих сверстников и старших с юных лет, выиграют от этого в будущем. Даже когда наступят тяжелые времена, ваш ребенок будет более внимательным к другим.

 

2. Семья

Семья является неотъемлемой частью жизни детей. Она формирует и воспитывает их. Поэтому важно дать своим детям чувство семейного очага и помочь им понять, семейные ценности и традиции.

3. Помощь ближним

Объяснять детям, что помогать другим с юного возраста очень полезно, даже если это совершенно незнакомый человек. И что помощь другим так важна, потому, что получаете ее обратно, когда помогаете кому-то. Чтобы быть полезной частью общества, важно, чтобы ваш ребенок понимал потребности других людей.

4. Честность и справедливость

С юных лет честность и справедливость следует прививать как важные ценности для детей. Честность - всегда верная политика, и лучше говорить правду независимо от того, какие ошибки дети допустили. Моральный компас и чувство справедливости являются двумя наиболее важными ценностями, которыми должен обладать любой ребенок с раннего возраста. 

5. Никогда не обижай

Объясните своему ребенку, что причинение вреда кому-то - это не просто физическая проблема - любое повреждение может также иметь психологический и эмоциональный эффект. Научите своих детей, как нужно извиняться, и побуждайте их это делать, если они когда-либо причинят кому-либо боль, физически или устно.

6. Кража

Воровство - это некрасиво, независимо от того, каким может быть его оправдание.  Объясните вашему ребенку, что воровство - это неправильно, не только юридически, но и морально, поскольку это означает, что брать чужое нельзя.

7. Любовь к животным

Любить и заботиться о животных - одно из наиболее нравственных качеств человека.

С помощью животных ребенок улучшает коммуникативные навыки, учится состраданию. Выстраивание взаимодействия с животным учит ребенка лучше понимать другого, внимательно относиться к тому, кто слабее. Животные снижают стресс.

 

В сложной ситуации родителям, детям и подросткам всегда можно позвонить на Всероссийский Детский телефон доверия, где опытные консультанты смогут помочь и разрешить возникшую проблему -   8-800-2000-122 - звонок анонимный и бесплатный.

 

 

 ПРОГРАММА "ОТВЕТСТВЕННЫЙ РОДИТЕЛЬ", КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ.

 На базе ГБУ КО «Обнинский центр социальной помощи семье и детям «Милосердие» совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних  разработана программа «Ответственный родитель» по профилактике деструктивного поведения несовершеннолетних подростков и семей находящихся в социально опасном положении.  Встречи проводятся в рамках родительских собраний, круглых столов, бесед, семинаров  с привлечением специалистов:  педагогов-психологов, психиатров, наркологов.  Специалисты  информируют  об особенностях психоэмоционального состояния подростков в  конкретный возрастной период, о  возможных деструктивных проявлениях, о способах решения  возникающих проблем.  Программа направлена на сохранение и укрепление нравственного, психического и социального здоровья детей через формирование установок ответственного родительства. Работа с семьей по профилактике семейного неблагополучия в Обнинском центре социальной помощи семье и детям  «Милосердие» включает в себя многообразные теоретические и практические направления.

Содержания этой работы заключается в обеспечении эмоциональной, профессиональной  поддержки семье и ее отдельным членам в трудных жизненных, проблемных ситуациях.

Проведение совместных мероприятий с  родителями и  с несовершеннолетними способствует гармонизации детско-родительских отношений.

 

План мероприятий

№ п/п

Наименование

Ответственный

 

1

Особенности возрастных кризисов  детей

Зав. отделением психологической работы Центра «Милосердие» Паршина О.П.

11.02.2023

11.00-12.00

2

Причины употребления ПАВ

 

Нарколог   Галкин Дмитрий Вячеславович

18.03.2023

12.00-13.00

3

Родительский авторитет

Педагог-психолог Центра «Милосердие» Чайка Ю.С.

15.04.2023

12.00-13.00

4

Эмоциональное благополучие семьи

Педагог-психолог Центра «Милосердие» Минакова О.А.

20.05.2023

12.00-13.00

5

Твой друг – Детский телефон доверия

Педагог-психолог Центра «Милосердие» Каминская Я.В.

17.06.2023

12.00-13.00

6

Идентификация ребенка в современном мире

Педагог психолог Борисов Алексей Алексеевич

22.07.2023

12.00-13.00

7

Последствие употребление наркотиков и алкоголя.

Что делать?

Педагог- психолог  Вакулина Тамара Павловна

19.08.2023

12.00-13.00

8

Конфликты с детьми, пути их разрешения.

Педагог- психолог  Шумбасова Яна Павловна

23.09.2023

12.00-13.00

9

Стили семейного воспитания.

Водопьянова Юлия Михайловна

21.10.2023

12.00-13.00

 

 Я хочу сделать пирсинг, а родители против.

Сегодня среди подростков стало актуальным украшать свое тело татуировками и пирсингом, и порой это становится навязчивой идеей. Для некоторых людей они являются средством самовыражения, показывая принадлежность к той или иной культуре или религии.

Что делать и как отговорить ребенка от пирсинга, если он настаивает, а родители категорически против?

Если вы узнали, что ваш ребенок собирается проколоть бровь, нос или пупок, не стоит резко проявлять гнев или начать отговаривать ребенка от своего решения. В конечном счете, это тело не принадлежит вам. Подросток может решить для себя, как он хочет стать лучше, но в то же время он должен думать о соответствующих границах. Возможно изменение имиджа, и таким образом у ребенка развивается самостоятельность и чувство ответственности за свои действия.

Информационная атака.

Если ребенок непреклонен в том, что ему нужно это изменение, вы можете дать ему следующую информацию:

·       проколы на языке, пупке, сосках, а также на половых органах заживают очень долго и при неправильном уходе в ранку может попасть инфекция, что приводит к опасным воспалительным процессам. Самые безопасные места для проколов – мочка уха и ноздря;

·       если пирсинг был сделан в хорошем салоне и тонкой иглой, то в дальнейшем прокол может зажить после снятия сережки.

·        пирсинг, сделанный не в профессиональном салоне, может гноиться и оставлять ужасные шрамы на всю жизнь;

·       при нанесении пирсинга в большинстве случаев не используются обезболивающие, поэтому подросток будет чувствовать боль;

 

·       сказать, что денег на пирсинг пока нет поэтому придется подождать. Возможно, пока вы соберете необходимую сумму, подросток уже откажется от нее, не желая портить свое тело.

 

Желание выделиться, произвести впечатление на сверстников – естественная потребность подростков. Поэтому взрослым бывает сложно понять своих детей. И обратиться за помощью к психологу в этом случае полезно и актуально.

 

Больше десяти лет в нашей стране работает Служба - Детский телефон доверия. И обратиться за помощью могут: дети, подростки и их родители. Все звонки бесплатные и анонимные с любого телефона. Помощь оказывают опытные консультанты-психологи.

 

И звонить можно по телефону  8-800-2000-122 круглосуточно.

 

 Страхи наказания у детей.

 Во все времена детей наказывали за проступки: раньше их ставили коленями на горох, потом — били ремнем и закрывали в комнате. Теперь чаще отбирают компьютер или планшет. Но можно ли добиться желаемого запретами или наказаниями и при этом не испортить отношения с ребенком?

Мир наказаний разнообразен. Средств много, усилий в это вкладывается немыслимое количество, а толку — чуть. И не так много в мире родителей, которые бы могли похвастаться эффективностью наказаний своих детей. Только и слышно: «Уж я ему и телек запрещала смотреть, и компьютер отобрала, а он все равно уроки не делает».

Отсюда вывод — наказание не выполняет воспитательную функцию.

С помощью наказания (например, тюрьмы) можно на некоторое время изолировать от общества того, кто уже нанес этому обществу вред. И в этом случае никто не обманывается: и судьи, и адвокаты, и правоохранители знают, что в девяти случаях из десяти, отсидев свое, преступник снова примется за старое.

Но вот некоторые родители все еще верят, что с помощью наказания можно что-то исправить, привить, от чего-то уберечь или предостеречь, чему-то научить. Нет, это н так.

Обычно после этого заинтересованные родители ехидно спрашивают: «Ну хорошо, вы тут все психологи-гуманисты. А нам-то что делать? Ведь он (она) и правда отбились от рук, грубят, не делают уроков и гуляют допоздна. Как нам быть, если не наказывать?»

В отношении подростков вполне работает «наказание естественными последствиями»: не приехал вовремя к ужину — готовь себе сам, нагрубил кому-то — будь добр принести извинения и выслушать, что человек, которого ты обидел, думает по этому поводу. Обещал что-то сделать по дому и не сделал — придумай, как возместить ущерб от невыполненного обещания. Но тут главное не перепутать- лишение компьютера на неделю за то, что сын плохо написал контрольную, не является «наказанием естественными последствиями». Как и отказ в покупке телефона в наказание за то, что была застукана во дворе с сигаретой.

Не стоит надеяться, что хватит одного раза. Опыт у подростков образуется не так быстро, как хотелось бы, такова особенность детства и юности. Чаще всего подростку надо много раз напороться на результаты своих действий, чтобы извлечь полезный опыт.

Теперь же немного о том, что на самом деле мы воспитываем, когда думаем, что воспитываем наказаниями.

1. Позиция человека, который наказывает с позиции власти, опасна и вредна для любых отношений, а тем более для отношений между близкими людьми. Такая позиция оказывает на любого человека разрушающее, развращающее действие. Разве в детских садах, детских домах, в приютах для стариков работают сплошь садисты? Вовсе нет. Но ситуация полной власти над жизнями беспомощных, зависимых детей или стариков приводит к тому, что самые обычные люди проявляют себя как жестокие и черствые. Родители — обычные люди, они не застрахованы от того, чтобы упиваться своей властью и безнаказанностью.

2. Главное умение, отточенное ребенком, подростком и даже взрослым, которого воспитывают или исправляют с помощью наказания, — это умение обманывать, скрывать свои намерения и хитрить. Потому что любой из нас стремится избежать неприятного, обидного, болезненного. Хотим приучить подростка лгать, перестать ему доверять и потерять его доверие? Наказание — как раз хороший способ этого добиться. С возрастом чувствительность к наказанию снижается.

3. Редко кто из детей встречает наказание, так сказать, «с открытым забралом», безропотно принимает их. Это и к лучшему, потому что в такой покорности нет ничего хорошего. Человек заведомо готов терпеть действия, которые нарушают его психологическую (или даже физическую) целостность, и он начинает привыкать считать, что насилие — норма. И становится уязвим для любого, кто объявит себя «царем горы». Вследствие этого, подросток может легко попасть под дурное влияние, и тогда его легко будет прогнуть, легко запугать. Злость и гнев, которые он копит, принимая ваше наказание, должны иметь выход. И вариантов для этого немного: мстить другим и мучить их или болеть и страдать самому. Агрессия, которая не имеет выхода, превращается в аутоагрессию.

4. Наказание вызывает привыкание. Чтобы оно хоть как-то действовало, ребенок, а потом и подросток, должен наказания бояться. Но привычное не страшит, привычное можно пережить. А это значит, что для достижения эффекта придется снова и снова увеличивать дозы и придумывать новые способы наказания.

Дорогие родители, помните, что не наказания должен бояться ваш ребенок, не гнева, а вашего огорчения. Важно пробуждать чувство совести у детей, стараться помочь осознать ошибку, исправить ее.

По всем вопросам, касающихся воспитания детей, родители и взрослые могут обращаться на Детский телефон доверия - 8-800-2000-122

Детский телефон доверия- единая экстренная психологическая служба для детей, подростков и их родителей. Она работает во всех субъектах Российской Федерации анонимно, бесплатно и круглосуточно. Консультации проводят опытные специалисты, психологи с высшим педагогическим образованием, которые готовы всегда помочь и поддержать.

 Как помочь ребенку вернуться к обычной жизни после тяжелой болезни

Продолжительная болезнь способна выбить любого из колеи — и ребенка, и взрослого.

Родители тяжело переживают болезнь своего ребенка. А если речь идет о каком-то редком или опасном для жизни диагнозе, то взрослые и вовсе чувствуют свою беспомощность — вся надежда возлагается на врачей или высшие силы. Когда ребенок идет на поправку, мамам и папам бывает сложно самим выйти из состояния стресса.

И в этом случае, психологи Службы Детского телефона доверия рекомендуют поддерживать и вдохновлять ребенка.

После выздоровления ребенок может сомневается в своих силах, ему кажется, что он еще слаб, что-либо делать, а некоторые дети боятся, что сверстники не захотят с ними проводить время. Как правило, это те мысли, которые появились во время болезни и подкреплялись средой: процедурами, врачами и эмоциями близких, которые очень переживали за его здоровье. Поэтому после лечения ребенку необходимо дать пространство, в котором он может пробовать новое, что-то узнавать о себе, экспериментировать и при этом ощущать поддержку во всех своих начинаниях. Может быть, это будут: театральный кружок, рисование или киноклуб — любое место, где ребенок сможет раскрываться с интересными людьми и чувствовать себя равноправным членом сообщества.

Принять факт, что теперь ребенок здоров.

Родителям бывает сложно принять тот факт, что их ребенку больше ничего не угрожает. Ведь они столкнулись со страхом потерять родного, любимого и очень важного человека — своего ребенка. И чтобы этого больше не произошло, мамы и папы всячески пытаются вернуть себе контроль над жизнью ребенка настолько, насколько это возможно.

Такая позиция помогает родителю справляться со страхом, но ребенку, наоборот, это только мешает.

Когда взрослые подстилают для ребенка соломку везде, где только можно, он теряет возможность встречаться с реальным миром один на один. Поэтому здесь важно найти баланс в опеке над сыном или дочерью. Да, это непросто, но придется постараться. И в период восстановления после тяжелой болезни некоторым детям, и их родителям, не обойтись без помощи психолога. В этом случае взрослые и дети могут звонить на Детский телефон доверия- 8-800-2000-122

Детский телефон доверия- единая экстренная психологическая служба для детей, подростков и их родителей. Она работает во всех субъектах Российской Федерации анонимно, бесплатно и круглосуточно. Консультации проводят опытные специалисты, психологи с высшим педагогическим образованием, которые готовы всегда помочь и поддержать.


 Ребенок боится своих родителей

Строгое воспитание делает детей дисциплинированными, собранными, целеустремленными. Поскольку родители тщательно контролируют учебу ребёнка и его жизнь вне школы, он способен добиться более значительных успехов в разных сферах жизни. Однако, все хорошо в меру, и если ребёнок оказывается чрезмерно подавлен волей родителей, такое воспитание можно считать не строгим, а авторитарным. Оно чаще вредит, чем приносит пользу — школьник может заработать комплексы, его преследует страх совершить ошибку. Ситуация усугубляется, если родители применяют физические наказания.

Строгое воспитание: как родителям не перейти границу?

Необходимо понять, где проходит грань между строгостью и тиранией. Если родительские методы воспитания идут ребёнку на пользу — он становится более уверенным в себе, быстро добивается успеха в своих начинаниях — значит, они все делают правильно.

Но если школьник становится нервозным, плаксивым — родителям стоит остановиться и пересмотреть свои взгляды. Когда детская психика постоянно подавляется, начинают проявляться физические симптомы — нарушения сна, плохой аппетит, головокружения, общее снижение самочувствия. Это неизменно приведет к снижению продуктивности, снизится успеваемость в школе.

Между родителями и ребёнком уровень доверия должен быть максимальным. Чтобы взрослые могли понять, не перегибают ли они палку, они должны хорошо чувствовать сына или дочь, уметь их слушать и слышать. Если школьник получил неудовлетворительную оценку — возможно, в этом виноваты обстоятельства, на которые он объективно не смог повлиять — к примеру, не успел подготовиться к контрольной из-за болезни. Понимающим родителям станет очевидно, что в такой ситуации повода для наказания нет.

Долг взрослых — пояснить ребёнку, что на первом месте стоит взаимное доверие между ними, а не отличная учеба или поведение.

Почему ребёнок может бояться собственных родителей?

В первую очередь, им движет страх наказания. Кто-то предпочитает беседовать с сыном или дочерью об их ошибках и промахах, а кто-то считает допустимым применять физические наказания или метод игнорирования. Как отреагирует на это ребёнок, зависит от особенностей его психики.

Впечатлительных детей пугает перспектива родительского неудовольствия, они беспокоятся, что   и отец перестанут его любить. На других детей действуют угнетающе постоянные нотации.

Страх наказания ведет к тому, что ребёнок начинает врать родителям и изворачиваться, пытаясь скрыть свои проступки. С каждым таким эпизодом доверия в семье становится все меньше и меньше, и они отдаляются друг от друга.

Многие взрослые в качестве наказания используют лишение современных гаджетов — смартфона, планшета, электронной книги. Неудивительно, что ребёнок не хочет расставаться с этими вещами, ведь для него это один из первоочередных способов развлечения.

Также дети боятся родителей, когда те придают большое значение материальным ценностям, постоянно напоминая ребёнку, сколько на него тратится денег, и как дорого стоят предметы домашнего интерьера. Например, школьник может беспокоиться, что его накажут за сломанный компьютер или испорченную мебель.

Последствиями чересчур строгого воспитания может стать следующее:

  • Неспособность взять ответственность за свое поведение. Когда малыша ограничивают слишком сильно, он уже не стремится самостоятельно себя контролировать, а становясь старше, и вовсе разучится это делать.
  • Склонность к депрессивным состояниям и проявлению злости. Когда на ребёнка кричат, наказывают его — он ощущает и переживает негативные эмоции. Часто они не находят выхода — поскольку родители отказываются выслушать его, ребёнку некому пожаловаться. Возникает скрытая злость, или наоборот, подавленное состояние, из которого в дальнейшем будет очень трудно вывести  ребенка.
  • Склонность к вранью. Ребёнок самостоятельно «оценивает риски» и принимает решение, стоит говорить взрослым о своем проступке или лучше его утаить. Со временем он привыкает решать свои проблемы с помощью лжи. Школьники часто врут не только родителям, но и педагогам.
  • Ребёнок уважает не правого, а сильного. Он учится подчиняться, но при этом не может сформировать собственное мнение, и робеет перед тем, кто покажется ему более сильным морально и физически.

Все эти качества мешают формированию здоровой, уважающей себя личности, и нормальной самооценки. Многие пациенты психотерапевтов до сих пор пытаются пережить детские травмы, связанные именно с чрезмерно строгим воспитанием.

Чаще всего комплексы у ребёнка развиваются тогда, когда он не уверен в родительской любви. Когда школьник сталкивается только с нравоучениями, порицаниями, «нотациями» — он начинает сомневаться в своих способностях и в том, может ли он добиться успеха.

Особенно это чувство «подогревается», если родители используют необоснованную, деструктивную критику, указывают на ошибки, но не говорят, как их исправить. В коллективе такой ребёнок будет чувствовать себя неуверенно, это скажется на его общении со сверстниками. Как правило, закомплексованным школьникам тяжело найти себе друзей. Появляется чувство одиночества, отсюда и отсутствие стремления к чему-либо.

Если не работать над этим, закомплексованный ребёнок превратится в закомплексованного взрослого. И тогда начнутся проблемы в общении с сокурсниками, а затем с коллегами. Чтобы обрести внутреннюю гармонию, человек должен чувствовать себя уверенно, и тогда его уверенность почувствуют окружающие.

Самое важное, что стоит запомнить — строгое воспитание не подразумевает отсутствие похвалы. Детская психика устроена таким образом, что ребёнку жизненно необходимо ощущать себя нужным и любимым. Тогда он чувствует себя в безопасности.

Поэтому даже от строгих родителей ребёнок всегда ожидает похвалы и теплого слова. Мать и отец должны отмечать и поощрять его успехи, а работу над ошибками нужно проводить совместно. Когда ребёнок видит в родителях в первую очередь людей, которым он может довериться и рассказать о неудачах, — это способствует формированию атмосферы доверия между ними.

По всем вопросам, касающихся воспитания детей, родители и взрослые могут обращаться на Детский телефон доверия - 8-800-2000-122

Детский телефон доверия- единая экстренная психологическая служба для детей, подростков и их родителей. Она работает во всех субъектах Российской Федерации анонимно, бесплатно и круглосуточно. Консультации проводят опытные специалисты, психологи с высшим педагогическим образованием, которые готовы всегда помочь и  поддержать.

 

 Основные" Секреты хорошей дисциплины"

Процесс воспитания для родителей достаточно сложный и трудоемкий. 

Хотя установление дисциплины требует много сил и времени, пожинать плоды будут все участники. Таким образом, хорошие родители дисциплинируют себя, чтобы дисциплинировать своих детей. Они не боятся проявлять твердость, потому что уверены в своей правоте.

Родители должны осознать, чтобы приучить ребенка к дисциплине - дать ему почувствовать, что его любят, и это является главной и наиболее важной частью хорошей дисциплины.

Если ребенок не чувствует, что родители стоят за него горой, то ему в самом деле трудно отождествить себя с ними, и с их ценностями. Если нет сильной, здоровой связи с родителями, ребенок реагирует на диктат родителей с гневом, враждебностью, обидой. Он рассматривает каждую просьбу или требование как навязанную ему повинность и активно учится сопротивляться. В самых тяжелых случаях он воспринимает их с отвращением, все делает назло, прямо наоборот. Только здоровые, основанные на безусловной любви отношения родителей и детей могут помочь преодолеть все жизненные кризисы.

Еще один важный аспект любви — умение внимательно и сосредоточенно слушать ребенка. Когда ребенок уверен, что вы осознаете его чувства, мысли, желания, он гораздо охотнее будет реагировать на ваши дисциплинарные требования. Ничто в такой степени не озлобляет ребенка, если он не чувствует, что родители понимают его позицию. Это не означает, что вы поддаетесь на капризы ребенка, это означает, что вы должны полностью сосредоточиться на общении с ним в этот момент, чтобы у него не появилось ощущение, что вы просто настаиваете на своем, используя свой авторитет, и пренебрегаете его мыслями и чувствами.

Так что такое дисциплина?

В области воспитания детей, дисциплина — это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества.

В каком возрасте у наших детей формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность? Примерно с трехлетнего возраста. Малыш путем простого подражания взрослым усваивает, как нужно, что можно и чего нельзя.

Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения от нормы в поведении, игровой, учебной или других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном возрасте.

Начало отклоняющегося поведения обычно совпадает с началом развития правилосообразного поведения, нормативной деятельности вообще. Ребенок, которому не привиты навыки такого поведения, умение подчиняться требованиям соответствующей деятельности, со временем вырастет в недисциплинированного человека.

Часто дети восстают не против самих правил, а против способов их «внедрения». Само слово указывает на силовые методы.

Правила бесконфликтной дисциплины.

·         Правила, ограничения, требования, запреты, обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.
Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

·         Правил, ограничений, требований, запретов, не должны быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек «, авторитарного стиля общения.

·         Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Родителям часто досаждает «чрезмерная» активность детей:  почему им надо так много бегать, прыгать, шумно играть, все хватать, открывать, разбирать? Ответ прост: все это и многое другое — проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении. Запрещать подобные действия, все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить ее течение в удобное и безопасное русло. Исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах, играть в мяч — не в помещении и подальше от окон, бросать камни в цель, если организовать все так, чтобы никто при этом не пострадал.

·         Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой.

Бывает, что мама говорит одно, папа — другое. Ребенок начинает настаивать на своем, «раскалывая» ряды взрослых. Отношения между взрослыми членами семьи лучше от этого не становятся. Даже если один родитель не согласен с мнением другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка, обсудить разногласие и придти к общему мнению. Надо помнить, что дети постоянно испытывают наши требования «на прочность», и принимают только то, что не поддается расшатыванию. В противном случае предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

·         Тон, которым сообщено требование и запрет, должен быть мужественным, разъяснительным, а не повелительным.

Любой запрет желаемого для ребенка труден, если произнести это сердитым или властным тоном.

На вопрос: «Почему нельзя?» не стоит отвечать: «Потому, что я так сказал», «Нельзя и все!». Нужно коротко пояснить: «Уже поздно», «Это опасно».

·         Объяснение должно быть коротким и произнесено один раз. Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Лучше сказать: «Спичками не играют!» вместо - «Не смей играть спичками!», «Хвост у кошки не для того, чтобы за него тянули», вместо «Перестань мучить кошку!»

·         Не забывайте говорить волшебное слово «пожалуйста», особенно если хотите, чтобы ребенок использовал его по отношению к вам и другим людям.

·         О наказаниях.

От недоразумений никто не застрахован и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение ребенка.

 Наказывая ребенка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое. Вот примеры: в семье заведено, что мама по выходным печет пирог, или все вместе идут на прогулку или в кино.

Дети ценят подобные традиции. Когда родитель уделяет им специальное внимание, и с ним интересно, это для них праздник. Однако, если ребенок не послушался, совершил проступок, то «праздник» нужно отменить. Это ощутимое наказание, но не оскорбительное.

А что бывает, когда родителю всегда «некогда», все воспитание состоит в требованиях, замечаниях, и наказаниях в «минус?». Тогда добиться дисциплины будет намного труднее. Но главное — опасность потерять контакт с ребенком: взаимное недовольство будет накапливаться и разъединять. Поэтому нужно иметь запас больших и малых праздников, занятий и совместных дел. Сделайте их регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не совершит чего-нибудь плохого. Но не угрожайте их отменой по мелочам.

Дисциплина поможет ребенку приспособиться к постоянно меняющемуся миру, развить чувство ответственности и долга, поможет в самоорганизации. Помните: дети — это отражение их родителей. И чего нет в вас, никогда не будет и вашем ребенке.

 

Родители, которые испытывают определенные трудности в воспитании своих детей, могут обращаться за помощью и консультацией на Детский телефон доверия

8-800-2000-122

 

Анонимно, круглосуточно, бесплатно!


 

Делимся с Вами

списком книг, рекомендованных к прочтению каждой маме в начале учебного года:

"Как говорить с детьми, чтобы они учились"

Адель Фабер и Элейн Мазлиш.

Практичная книга замечательных авторов. Трудности с учёбой возникают из-за родительского давления на ребенка, страха по поводу его успешности страха по поводу его успешности, зачастую родители своими вопросами и комментариями убивают желание учиться....

"Как роман"

Даниэль Пеннак

Книга про любовь и нелюбовь к чтению. Читать приятно и полезно. Вы можете по новом взглянуть на своего нелюбящего чтение ребенка и помочь ему полюбить чтение как это делал автор со своими учениками.

"Почему трудно учиться"

М.Безруких

Книга одного из самых опытных специалистов по возрастной психологии. Написано просто и доступно. Трудности в учебе объясняются с точки зрения психологии. Прочитав её, вы поймёте, почему у ребенка с учебой не всегда всё легко.

Об учёбе своего ребенка, о ваших взаимоотношениях с ним, о трудностях и тревогах вы можете поговорить, позвонив по тел. 8 800 2000 122 в Службу детского телефона Доверия, круглосуточно. Мы всегда на связи!